РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 44526 (13) U1
(51)  МПК 7

A63F3/02

(12) ПАТЕНТ НА ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ
Статус: по данным на 17.07.2012 - прекратил действие
Пошлина: учтена за 3 год с 10.09.2005 по 09.09.2006

(21), (22) Заявка: 2003127243/20, 09.09.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
09.09.2003

(45) Опубликовано: 27.03.2005

Адрес для переписки:
121165, Москва, а/я 32, пат.пов. Т.Н.Коноплянниковой

(72) Автор(ы):
Новаковский Леонид (DE)

(73) Патентообладатель(и):
Новаковский Леонид (DE)

(54) ШАХМАТЫ 10 Х 10 С ПРИНЦЕССАМИ И ШУТАМИ

(57) Реферат:

Полезная модель относится к интеллектуальным играм на досках, конкретно - к шахматам, и может быть использовано в спорте и отдыхе. Технический результат - повышение комбинаторности игры с одновременный повышением занимательности. ее легкой изучаемости и повышением удобства пользования. Для этого шахматы 10х10 содержат 100-клеточную шахматную доску, две отличающихся по цвету для расположения их по крайним горизонталям группы фигур, каждая из которых содержит по 8 традиционных фигур, 10 пешек и имеет по две дополнительные фигуры. Одна из которых - принцесса - имеет шаровидное окончание с расположенными на его полюсе на ободке пирамидальными выступами, и основание в виде сопряженных между собой частей тора. Вторая дополнительная фигура - королевский шут - имеет шаровидное окончание с расположенными на его полюсе конусообразными выступами, имеющими на вершинах шары, и основание, включающее часть сферы, обращенной расширенной частью к верху фигуры.

Полезная модель относится к интеллектуальным играм на досках, конкретно - к шахматам, и может быть использовано в спорте и отдыхе.

Известен классический вариант игры в шахматы на 64-х клетках с участием 32-х традиционных шахматных, разделенных на две отличающиеся по цвету группы, в каждой из которой имеется 1 Король, 1 Ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек.

Недостатком классических шахмат является ограниченность вариантов комбинационных построений в связи с тем, что на 64-клеточной шахматной доске в игре участвуют 32 шахматные фигуры.

Кроме того, известно много видов шахмат, особенно на большой доске: арабские шахматы 10х10, персидские шахматы 10х11, шахматы 12х12, описанные испанским королем Альфонсом X, немецкие курьерские шахматы 8х12, английские шахматы 10х14 короля Зир Абрагам Янцена, шахматы Х.Р. Капабланка с двойным комплектом шахматных фигур, немецкие шахматы 10х10, где за 10 пешками стоят 20 фигур, из них пять фигур нового вида («Рохаде», № 8, 1997).

Известна настольная игра, которая содержит доску, разбитую на ряды чередующихся светлых и темных клеток, и два одинаковых набора игровых фишек разного цвета, каждая из которых выполнена в виде диска с возможностью соединения одна с другой в вертикальной плоскости и символизирует шахматные фигуры и пешки. На верхнем основании и боковой поверхности фишек, символизирующих шахматные фигуры, нанесены соответствующие этим фигурам обозначения, а на нижнем основании каждой фишки, символизирующей пешку, нанесено обозначение фигуры, соответствующей той фигуре, за которой она расположена на доске в исходной позиции и в которую она должна быть превращена при ее ходе на последнюю горизонталь (RU 2091110, 1997).

Известна настольная игра «стоклеточные шахматы» (версия Дубровского), которая содержит 100-клеточную шахматную доску, темные клетки которой по вертикали «е» имеют иной оттенок по сравнению с остальными темными клетками, и

две группы шахматных фигур. Шахматные фигуры в разных группах имеют различную окраску. Темные клетки вертикали «f» имеют одинаковый оттенок с темными клетками вертикали «е», а каждая группа шахматных фигур содержит 10 пешек, 8 традиционных шахматных фигур и 8 дополнительных разноплановых шахматных фигур, одна из которых представлена в двух экземплярах (RU 2207178, 2003).

Известна настольная интеллектуальная игра «Летучий голландец», содержащая игровые фигуры и игровое поле, имеющее форму прямоугольника и состоящее из игровых ячеек восьмиугольной формы. Игра содержит два различающихся по цвету комплекта игровых фигур различного игрового назначения, а игровое поле разделено на 56 вытянутых по вертикали игровых ячеек. Каждый комплект включает 13 игровых фигур, одна из которых выделяется цветом.

Недостатком известных игр является их повышенная сложность в освоении, вследствие значительного отличия от традиционной шахматной игры, и в то же время, незначительная динамичность.

Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в повышении комбинаторности игры с одновременным повышением занимательности, ее легкой изучаемости и повышения удобства пользования.

Сущность полезной модели заключается в достижении вышеуказанного технического результата шахматах 10х10, которые содержат 100-клеточную шахматную доску, две отличающихся по цвету для расположения их по крайним горизонталям группы фигур, каждая из которых содержит по 8 традиционных фигур, 10 пешек и имеет по две дополнительные фигуры, одна из которых - принцесса - имеет шаровидное окончание с расположенными на его полюсе на ободке пирамидальными выступами, и основание в виде сопряженных между собой частей тора, вторая дополнительная фигура - королевский шут - имеет шаровидное окончание с расположенными на его полюсе конусообразными выступами, имеющими на вершинах тары, и основание, включающее часть сферы, обращенной расширенной частью к верху фигуры.

Полезная модель поясняется чертежами, где: на фиг. 1 изображена доска с расположенными на ней фигурами для игры по варианту 1; на фиг.2 - то же для игры по варианту 2; на фиг.3 - ходы фигуры принцесса; на фиг.4 - ходы фигуры шута; на фиг.5 - конструктивное выполнение фигуры принцесса; на фиг.6 - конструктивное

выполнение фигуры шута; на фиг.7 - символ фигуры принцесса; на фиг.8 -символ фигуры шута.

Шахматы 10х10 с принцессами и шутами содержит 100-клеточную шахматную доску. Игра содержит две отличающихся по цвету группы фигур, каждая из которых содержит по 8 традиционных шахматных фигур, 10 пешек имеет по две дополнительные фигуры - фигура принцессы и фигура королевского шута.

Фигура принцесса имеет шаровидное окончание 1 с расположенными на его полюсе на ободке 2 пирамидальными выступами 3. Основание выполнено в виде сопряженных между собой частей 4 тора. Ободок может быть выполнен тороидальным или цилиндрическим. Части тора могут быть расположены вдоль оси фигуры, или параллельно ей, или с наклоном относительно нее, или составлять комбинации из перечисленных расположений (на чертеже не показаны). Непосредственно под шаровидным окончанием 1 могут располагаться тороидальные выступы 5, размер которых увеличивается от шаровидного окончания 1 к основанию.

Фигура королевский шут имеет шаровидное окончание 6 с расположенными на его полюсе конусообразными выступами 7, имеющими на вершинах шары 8. Основание включает часть сферы 9, обращенной расширенной частью 10 к верху фигуры. Конусообразные выступы могут быть расположены на ободке - тороидальном или цилиндрическом. На расширенной части сферы могут быть выполнены гребни, при этом сама расширенная часть может непосредственно примыкать к устанавливаемой на доску части фигуры или располагаться между последней и верхней шаровидной частью. Непосредственно под шаровидным окончанием 6 могут располагаться тороидальные выступы 11, размер которых увеличивается от шаровидного окончания 5 к основанию. Фигура шут может иметь подставку как у легкой фигуры (слона. коня) (на чертеже не показано).

На вершинах пирамидальных выступов 3 фигуры принцесса могут располагаться шары 12 меньшего размера, чем шары 8 у фигуры шут.

Фигуры могут быть выполнены из дерева, пластика, драгоценных металлов, камня и других материалов.

По высоте фигура принцесса равна или меньше ферзя, но выше слона, фигура шута - равна или меньше по высоте фигуре принцессы, но выше слона.

Расстановка фигур для варианта 1 следующая (фиг.1): король занимает поле соответствующее его цвету: так белый король стоит на белом поле f1 а чёрный король -

на чёрном ПО. Цвет ферзя не совпадает с цветом его поля. Так белый ферзь стоит на чёрном поле е1, а чёрный на белом поле е10. Фигура принцессы находится возле короля и стоит белая на чёрном поле g1, а чёрная на белом - g10. Шут белых находится на белом поле d1, а чёрных на чёрном поле d10. Впереди данных фигур находятся их пешки. Королевский и ферзевой фланги завершают слон- конь- ладья, аналогично их расстановке в традиционных шахматах, 8х8.

Принцесса (Пр) (символ на фиг.7)- это новая шахматная фигура. Её ходы одинаковы с ходами короля. Принцесса может передвигаться на шахматной доске 10х10 во всех восьми направлениях, но только на одно соседнее поле, незанятое своими фигурами и пешками. Если на её пути будет находиться фигура или пешка соперника, то она может её побить, встав на место побитой фигуры или пешки. Принцесса берёт фигуры соперника как ходит. Однако ходы принцессы могут быть ограничены в зависимости от места её нахождения на доске.

Королевский шут (Ш) (символ на фиг.8) - может ходить во всех восьми направлениях на одно поле вокруг себя, как ходит король, а также совершать прыжок как конь. Перемещение шута: вперёд или назад по вертикали, вправо или влево по горизонталям, на одно поле по диагонали или прыжок конём - всегда считается за один ход

Взятие фигур и пешек соперника шут осуществляет не так как ходит, а только частично - на одно поле по диагонали, причём на все четыре поля одного цвета (Ш е3, фиг.4).

Взятие неприятельских фигур не является обязательным.

Пешки ходят из своего первоначального положения на 1-2-3-е поле, далее, как обычно.

Рокировка выполняется по существующим правилам, но только на 3 поля в любую сторону.

Фигуры принцесса и шут имеют право на превращение из пешки.

Расстановка фигур по варианту 2 следующая (фиг.2): цвет короля и ферзя совпадают с цветом поля, т.е. белые стоят на f1 и d1, черные - на f10 и d0, фигура принцесса белых стоит на поле е1, черных - на поле е10 (между королем и ферзем), шут белых стоит на поле g1, шут черных - на поле g10. Вся остальная расстановка фигур и их ходы - как в варианте 1.

В отличие от варианта 1, в данном варианте игры имеется правило пленения фигуры принцессы с последующим обменом. В шахматной нотации пленение фигуры

принцессы записывается как [Пр]. Принцессу нельзя побить, она берется в плен. После пленения принцесса снимается с доски, а на ее место ставится фигура или пешка, взявшие ее в плен. Затем принцессу обменивают на ранее побитую фигуру или пешку противника, кроме принцессы. В нотации запись обмена записывается знаком - Е. Возвращенная фигура или пешка ставится на свое первоначальное место. если оно свободно, причем возвращенная пешка не имеет права ставиться на вертикаль, если на ней находится собственная пешка. Если данное поле занято фигурой или пешкой противника, то ее можно взять после обмена.

В нотации всегда указывается название возвращенной фигуры или пешки и ее первоначальное место, а также взятие после обмена, например: Фi5:i4[Пр]≡п:b9.

Взятие в плен принцессы не является обязательным. В данном варианте принцесса не имеет право на превращение из пешки.

Благодаря нахождению на шахматной доске двух новых фигур и их пешек, игра становится динамичней, интересней, более комбинаторной. Кроме того, оригинальная конструкция дополнительных фигур гармонирует с традиционными шахматными фигурами, а также способствует удобству пользователя.


Формула полезной модели

Шахматы 10×10, характеризующиеся тем, что они содержат 100-клеточную шахматную доску, две отличающихся по цвету для расположения их по крайним горизонталям группы фигур, каждая из которых содержит по 8 традиционных фигур, 10 пешек и имеет по две дополнительные фигуры, одна из которых - принцесса - имеет шаровидное окончание с расположенными на его полюсе на ободке пирамидальными выступами, и основание в виде сопряженных между собой частей тора, вторая дополнительная фигура - королевский шут - имеет шаровидное окончание с расположенными на его полюсе конусообразными выступами, имеющими на вершинах шары, и основание, включающее часть сферы, обращенной расширенной частью к верху фигуры.

РИСУНКИ


MM1K - Досрочное прекращение действия патента (свидетельства) Российской Федерации на полезную модель из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента (свидетельства) в силе

Дата прекращения действия патента: 10.09.2006

Извещение опубликовано: 10.01.2008        БИ: 01/2008


Главная Полный список полезных моделей
О комплексе Команда «Сокол» Как добраться Контакты