РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 102348 (13) U1
(51)  МПК

B63B1/18   (2006.01)
B63B35/73   (2006.01)

(12) ПАТЕНТ НА ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ
Статус: по данным на 06.07.2012 - действует
Пошлина: учтена за 2 год с 28.08.2011 по 27.08.2012

(21), (22) Заявка: 2010135647/11, 27.08.2010

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
27.08.2010

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 27.08.2010

(45) Опубликовано: 27.02.2011

Адрес для переписки:
127540, Москва, ул. Дубнинская, 22, корп.1, кв.163, Е.В. Мохову

(72) Автор(ы):
Алексеев Николай Степанович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Алексеев Николай Степанович (RU)

(54) ПРОГУЛОЧНЫЙ КАТЕР

(57) Реферат:

Полезная модель относится к маломерному судостроению и может быть использована в конструировании глиссирующих корпусов прогулочных и спортивных катеров и яхт, а также моторных лодок. Технический результат заявленной полезной модели заключается в повышении комфортабельности судна при входе в волну, снижение ударной нагрузки о встречную волну при отсутствии потребности в устройствах для регулировки дифферента или установки подводного крыла. Заявленный технический результат достигается за счет того, что прогулочный катер, содержащий форштевень в виде двух частей, продольные и поперечные реданы, боковые спонсоны, отличающийся тем, верхняя и нижняя части форштевня выполнены сходящимися к носу, образуя острый угол, поперечный скругленный редан каналами выполнен входящим в тоннель, образованный корпусом и боковыми спонсонами, передняя кромка поперечного редана снабжена интерцептором, а задняя часть корпуса снабжена кормовым интерцептором.

Полезная модель относится к маломерному судостроению и может быть использована в конструировании глиссирующих корпусов прогулочных и спортивных катеров и яхт, а также моторных лодок.

Известна мотолодка «Суперкасатка» [1] мощностью 60 л.с., развивающая скорость 44 км/час .В конструкции корпуса лодки предусмотрена установка трех продольных реданов, на каждую сторону от киля. Лодка использовалась в основном в прибрежной зоне моря при 3-4 баллах и высоте волны 1-2 метра.

Катера такого типа испытывали сильные удары о встречную волну, даже при ее малой высоте, так как редан получал удар сразу по всей ширине днища.

Известны глиссирующие катера [2], в которых продольная устойчивость достигается на корпусах с реданом стреловидной формы с продольной профилировкой прилегающего к нему несущего участка днища с вогнутостью и небольшим отгибом вниз у редана, однако в этой конструкции обязательно какое-либо устройство для регулировки дифферента; встроенные в днище транцевые интерцепторы или в корме подводное крыло [3]. Известен корпус судна, содержащий регулируемые реданы, каждый из которых выполнен с поворотной заслонкой и загрузочным механизмом, и снабжен стойками с жестко установленными на них на расстоянии от днища, равном высоте редана, балками и плавниками, закрепленными по краям редана перед поворотными заслонками, при этом каждая поворотная заслонка шарнирно закреплена своей кормовой кромкой на соответствующей ей балке, а носовые кромки всех поворотных заслонок связаны, по крайней мере, с двумя загрузочными механизмами, причем каждый упомянутый загрузочный механизм расположен в соответствующем ему плавнике (а.с. СССР №1607251, В63В 1/18, В63В 1/22, 2004).

Недостатками аналога являются невысокие ходовые и эксплуатационные характеристики глиссирующего корпуса судна.

Известен корпус глиссирующего судна, содержащий дельтовидное днище - лыжу с кормовым туннелем, расположенным в диаметральной плоскости, причем по обе стороны этого туннеля расположены кили с рулями поворота, при этом кормовая надводная часть корпуса судна шире носовой заостренной его части, которая выполнена с S-образным форштевнем, а днище - лыжа выполнена с углом стреловидности, равным 13 градусов, а кормовая ее часть - с бортовыми отростками подводного крыла, при этом кормовые кромки каждого из последних выполнены с рулем ходового дифферента, корпус выполнен с бортовыми спонсонами, расположенными под отрицательным углом относительно горизонтальной плоскости ватерлинии и образующими вместе с центральной частью корпуса бортовыми туннелями, выходы которых составляют отрицательный с горизонтальной плоскостью ватерлинии угол, равный 4 градусам (патент РФ №2034736, В63В 1/18, 1995).

Недостатками аналога являются невысокие ходовые и эксплуатационные характеристики глиссирующего корпуса судна.

Известен корпус глиссирующего судна, содержащий два ассимитричных полукорпуса, каждый из которых выполнен с одной внешнекилевой глиссирующей пластиной днища, ограниченной снизу горизонтальным килем, а также надводный мост, соединяющий полукорпусы, установленные своими горизонтальными килями под углом к диаметральной плоскости судна, находящимся в пределах от 7 до 18 градусов (патент РФ №2093408, В63В 1/18, 1997).

Недостатками аналога являются невысокие ходовые и эксплуатационные характеристики глиссирующего корпуса судна.

Известен глиссирующий корпус, содержащий носовую оконечность, транец и днище, расположенное между ними и снабженное центральной горизонтально расположенной гидролыжей, боковые грани которой образуют продольные реданы-брызгоотбойники, а также двумя бортовыми спонсонами, при этом внутренние боковые поверхности последних, сопрягаясь с поверхностью днища и боковыми гранями гидролыжи, образуют два продольных туннеля, при этом носовая оконечность корпуса выполнена с раздвоенным форштевнем, образующим со срезом палубы изогнутый треугольный элемент, а гидролыжа выполнена выступающей за транец и с относительным удлинением не менее 7,0 при длине, составляющей не менее 1/3 длины корпуса, причем нижняя кромка гидролыжи выполнена с отгибом вверх к корме, составляющим не менее 1% длины гидролыжи, а боковые ее кромки и кромки бортовых скул выполнены с радиусом закругления не более 1 мм (патент РФ №2020106, В63В 1/18, 1994).

Недостатками данного решения являются невысокие ходовые и эксплуатационные характеристики глиссирующего корпуса судна, обусловленные дельфинированием, недостаточной остойчивостью, ударными нагрузками на волне.

Наиболее близким решением является спортивный прогулочный катер (патент RU 78165 U, В63В 35/73, 20.11.2008), содержащий борт, носовую часть с форштевнем, транец и днище, расположенное между ними и снабженное центральной горизонтально расположенной гидролыжей, боковые грани которой образуют продольные реданы-брызгоотбойники, а также двумя бортовыми спонсонами, при этом внутренние боковые поверхности последних, сопрягаясь с поверхностью днища и боковыми гранями гидролыжи, образуют два продольных туннеля, в отличие от прототипа, содержит палубную часть, передние поперечные реданы, дополнительные брызгоотбойники-лыжи, разделенные с туннелями передними поперечными реданами, при этом туннели и спонсоны образуют тримаранные обводы в 1/3 передней части корпуса, переходящие через передние поперечные реданы в брызгоотбойники-лыжи, а гидролыжа выполнена с наклонными боковыми поверхностями, прилегающими к ней, и на борту выполнены брызгоотбойники. Другой вариант предусматривает, что спортивный прогулочный катер, содержащий борт, носовую часть с форштевнем, транец и днище, расположенное между ними и снабженное центральной горизонтально расположенной гидролыжей, боковые грани которой образуют продольные реданы-брызгоотбойники, а также двумя бортовыми спонсонами, при этом внутренние боковые поверхности последних, сопрягаясь с поверхностью днища и боковыми гранями гидролыжи, образуют два продольных туннеля, в отличие от прототипа, содержит палубную часть, передние поперечные реданы, задние поперечные реданы, дополнительные брызгоотбойники-лыжи, разделенные с туннелями передними поперечными реданами, при этом туннели и спонсоны образуют тримаранные обводы в 1/3 передней части корпуса, переходящие через передние поперечные реданы в брызгоотбойники-лыжи, которые разделены задними поперечными реданами в 1/5 по длине корпуса от кормы, а гидролыжа выполнена с наклонными боковыми поверхностями, прилегающими к ней, и на борту выполнены брызгоотбойники.

Другой вариант предусматривает, что спортивный прогулочный катер, содержащий борт, носовую часть с форштевнем, транец и днище, расположенное между ними и снабженное центральной горизонтально расположенной гидролыжей, боковые грани которой образуют продольные реданы-брызгоотбойники, а также двумя бортовыми спонсонами, при этом внутренние боковые поверхности последних, сопрягаясь с поверхностью днища и боковыми гранями гидролыжи, образуют два продольных туннеля, в отличие от прототипа, содержит палубную часть, передние поперечные реданы и задние поперечные стреловидные реданы с обратным углом атаки, дополнительные брызгоотбойники-лыжи, разделенные с туннелями передними поперечными реданами, при этом туннели и спонсоны образуют тримаранные обводы в 1/3 передней части корпуса, переходящие через передние поперечные реданы в брызгоотбойники-лыжи, которые разделены задними поперечными стреловидными реданами с обратным углом атаки в 1/5 по длине корпуса от кормы, а гидролыжа выполнена с наклонными боковыми поверхностями, прилегающими к ней, и на борту выполнены брызгоотбойники.

Недостатком данного решения является то, что достижение продольной устойчивости и ходовых качеств на корпусе с реданом стреловидной формы с продольной профилировкой прилегающего к нему несущего участка днища, требует обязательную установку устройств для регулировки дифферента.

Технический результат заявленной полезной модели заключается в повышении комфортабельности судна при входе в волну, снижение ударной нагрузки о встречную волну при отсутствии потребности в устройствах для регулировки дифферента или установки подводного крыла.

Заявленный технический результат достигается за счет того, что прогулочный катер, содержащий форштевень в виде двух частей, продольные и поперечные реданы, боковые спонсоны, отличающийся тем, верхняя и нижняя части форштевня выполнены сходящимися к носу, образуя острый угол, поперечный скругленный редан каналами выполнен входящим в тоннель, образованный корпусом и боковыми спонсонами, передняя кромка поперечного редана снабжена интерцептором, а задняя часть корпуса снабжена кормовым интерцептором.

Конструкция заявляемой полезной модели глиссирующего катера показана на Фиг.1. Катер имеет: форштевень 1, выполненный из 2-х частей, сходящихся к носу. Верхней А и нижней Б, причем нижняя часть Б имеет нормальный наклон, верхняя часть А имеет обратный наклон т.е. в сторону кормы.

Такая конструкция форштевня, как бы сломанного в средней части, позволяет при входе катера во встречную волну максимально уменьшить силу удара т.е. движение становится более ровным и комфортабельным.

Заявляемая модель катера оснащена поперечным реданом 2, канал которого входит в тоннель, образованный корпусом катера и боковым спонсоном 3; этим осуществляется надув набегающего воздуха в канал круглого редана 2. Передняя кромка 4 редана 2 оснащена интерцептором 5. Инцептор 5 обеспечивает эффективное отрывание потока воды от корпуса лодки, при этом поступающий под давлением воздух активно смешивается с водой за лезвием интерцептора 5, образуя большое количество пены, которая по скругленной задней кромке 6 редана 2 поступает под глиссирующую поверхность днища 7, при этом уменьшается смоченная поверхность катера, что позволяет увеличить скорость хода, при равной установленной мощности двигателя. На скругленной задней кромке 6 редана 2 расположен кормовой интерцептор 8, который на скорости поднимает корму из воды. Для снижения ударных перегрузок предусмотрены продольные реданы 9, 10.

Проведенные испытания показали устойчивость катера на воде, способность пронизывать высокую волну, развивать скорость до 94 км/час. При установленной мощности 175 л.с., установка поперечного редана с интерцепторами обеспечивает достоинства присущие глиссирующим катерам - высокую скорость на волне, без чрезмерных ударных перегрузок, чем обеспечивается максимальная комфортность при входе в волну, а общий комплекс технических решений изменил общепринятую внешнюю конструкцию катера, что является новым решением в технике.

Источники информации:

1. Курбатов Д.А. «15 проектов судов для любительской постройки», Издательство СУДОСТРОЕНИЕ, 1985 г., стр.320

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Глиссер

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пoдвoднoe_кpылo


Формула полезной модели

Прогулочный катер, содержащий форштевень в виде двух частей, продольные и поперечные реданы, боковые спонсоны, отличающийся тем, что верхняя и нижняя части форштевня выполнены сходящимися к носу, образуя острый угол, поперечный скругленный редан каналами выполнен входящим в тоннель, образованный корпусом и боковыми спонсонами, передняя кромка поперечного редана снабжена интерцептором, а задняя часть корпуса снабжена кормовым интерцептором.

РИСУНКИ

Главная Полный список полезных моделей
О комплексе Команда «Сокол» Как добраться Контакты