РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 100401 (13) U1
(51)  МПК

A61G10/00   (2006.01)

(12) ПАТЕНТ НА ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ
Статус: по данным на 07.08.2012 - действует
Пошлина: учтена за 2 год с 20.07.2011 по 19.07.2012

(21), (22) Заявка: 2010130118/12, 19.07.2010

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
19.07.2010

(45) Опубликовано: 20.12.2010

Адрес для переписки:
620095, г.Екатеринбург, ул. Соболева, 21, корп.4, кв.118, В.П. Попову

(72) Автор(ы):
Попов Виктор Петрович (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Попов Виктор Петрович (RU)

(54) МОБИЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОМПЛЕКС

(57) Реферат:

Полезная модель относится к подвижной медицинской технике, преимущественно предназначенной для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в результате промышленных аварий, техногенных катастроф, природных и экологических бедствий, боевых действий. Мобильный медицинский комплекс, включает, оснащенные медицинским оборудованием и техническими средствами, помещения. Сущность заявляемого технического решения заключается в том, что комплекс выполнен на базе автобуса, включающего салон и раскладные модули - приемно-сортировочный и эвакуационный. Салон автобуса содержит рабочие отсеки - командно-штабной, реанимационный, манипуляционно-перевязочный, технический, причем реанимационный и манипуляционно-перевязочный отсеки отделены друг от друга коридором, соединяющим приемно-сортировочный и эвакуационный раскладные модули в развернутом состоянии. Технический результат заключается в создании мобильного медицинского комплекса постоянно находящегося в оперативном дежурстве на станциях и отделениях скорой помощи, а также в центрах медицины катастроф в максимальной степени готовности для использования его в режиме чрезвычайных ситуаций, в режиме угрозы ЧС и в повседневном режиме, обладающего повышенной оперативностью, за счет снижения времени выдвижения в зону чрезвычайной ситуации и развертывания на границе очага, повышенной пропускной способностью, многофункционального, обладающего функциями медицинской сортировки с определением приоритетности в оказании помощи и эвакуации, лечебной функцией, включая интенсивную терапию по жизненным показаниям, функцией управления и связи, функцией взаимодействия со спасателями и бригадами скорой помощи.

Полезная модель относится к подвижной медицинской технике, преимущественно предназначенной для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в результате промышленных аварий, техногенных катастроф, природных и экологических бедствий, боевых действий.

Одной из главных задач медицины катастроф и службы скорой помощи является повышение готовности к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), включая терроризм, высокий риск возникновения которых сохраняется в настоящее время. Во многих случаях силам и средствам здравоохранения не удавалось достаточно продолжительное время взять ситуацию под контроль в догоспитальный период. Одной из основных причин хаотически складывающегося догоспитального этапа в оказании медицинской помощи при массовом одномоментном появлении санитарных потерь являются недостатки в оснащении, как бригад скорой медицинской помощи, так и бригад территориальных центров медицины катастроф. При массовом числе раненых с массовыми безвозвратными потерями на границе очага ЧС отсутствует организационная структура оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим. Для ликвидации последствий ЧС необходимо иметь постоянные, готовые к действию специальные медицинские силы и средства быстрого реагирования.

На границе очага в зоне ЧС в догоспитальный период к средствам оказания экстренной помощи предъявляются следующие требования:

1. Мобильность и оперативность в передвижении и развертывании.

2. Повышенная пропускная способность

3. Выполнение организационно-информационной функции.

4. Взаимодействие и преемственность со спасателями и бригадами скорой помощи.

5. Медицинская сортировка, с определением приоритетности в оказании экстренной помощи и эвакуации.

6. Возможность проводить интенсивную терапию по жизненным показаниям группе тяжелопострадавших.

7. Многофункциональность, использование данной техники в режиме ЧС, в режиме угрозы ЧС и в повседневном режиме.

Известны медицинские палаточные комплексы из пневмокаркасных модулей, используемые в большинстве территориальных центров медицины катастроф. Их главный недостаток заключается в низкой оперативности, за счет трудоемкости в развертывании. И хотя пневмокаркасные модули возводятся гораздо быстрее, чем обычные палатки армейского образца, необходимы полтора-два часа (процесс размещения медицинского оборудования, необходимость подключения к электричеству) бригаде из 6 техников и 7-8 медиков, чтобы привести комплекс в рабочее состояние, что существенно снижает оперативную готовность к ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций.

На оснащении бригад скорой медицинской помощи находятся санитарные автомобили классов А, В, С (реамобили), созданные на базе микроавтобусов предназначенные для оказания помощи одному или двум пациентам в зависимости от тяжести состояния, в разной степени оснащенные медицинской аппаратурой. Лучшим по оснащению, является реамобиль класса С.

В этих машинах имеется одно носилочное место для оказания помощи одному тяжелому пациенту. В некоторых санитарных машинах существует возможность, за счет трансформации салона, организовать второе место для лежачего больного, но работать в этом случае с больными будет крайне неудобно. Фактически данные санитарные машины проектировались и создавались под задачу оказания медицинской помощи и медицинской эвакуации по назначению одного больного (пострадавшего) и не приспособлены для работы при большом количестве пациентов. При массовых чрезвычайных ситуациях, лежачих пострадавших (раненых), вынесенных из очага, в первое время элементарно некуда положить, кроме как на землю. В быстротечно развивающейся ситуации, где счет идет на минуты практически невозможно найти специальное место, где будет светло, тепло, комфортно, сухо, где созданы благоприятные условия для сортировки и оказания медицинской помощи по жизненным показаниям.

Данная техника (санитарные автомобили), которая находится на оснащении скорой медицинской помощи, не приспособлена создать этап эвакуации на границе очага ЧС с решением тех задач, которые на него возложены.

Известен мобильный медицинский госпиталь, выполненный в виде оснащенного медицинским оборудованием и электросетью кузова, установленного на раме транспортного средства, содержащего взаимосвязанные между собой при развертывании на местности медицинские модули с образованием в модулях медицинских отделений, которые внесут организационные составляющие в быстротечные события чрезвычайных ситуаций (патент РФ №2097499, оп.27.11.1997).

Данные госпитали многофункциональны и, предпочтительно, выполняют функции больницы ввиду разрушения последней. Их узким местом является недостаточная оперативность. Также к недостаткам относится завышенное время подготовки к приему пострадавших, вследствие необходимости монтажа стен и медицинского оборудования.

Известен мобильный медицинский комплекс, содержащий диагностический, хирургический, модули, расположенные в кузовах-фургонах, установленных на шасси автомобиля и на шасси автомобильного прицепа, и дополнительные пневмокаркасные модули интенсивной терапии. Каждый модуль разделен на несколько отсеков (ПМ №39108, оп.20.07.2004).

Наличие большого количества функциональных помещений, не всегда востребованных на этапе оказания экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях, усложняет и удорожает конструкцию комплекса.

Наиболее близким аналогом, принятым за прототип, является мобильный медицинский комплекс, содержащий взаимосвязанные между собой при развертывании на местности модули, оснащенные медицинскими приборами, аппаратами и техническими средствами. Каждый модуль образован кузовом-фургоном, установленным на шасси автомобиля, и оснащен устройством погрузки и выгрузки носилок с пострадавшими (патент РФ №2220059, оп.27.12.2003).

Указанный комплекс имеет операционную и другие отделения хирургического профиля, что удорожает комплекс, увеличивает время развертывания, усложняет конструкцию и не всегда востребовано в догоспитальный период при чрезвычайных ситуациях.

Комплекс создан на базе грузовика, кузов при этом находится на значительной высоте от дороги, что затрудняет погрузку и выгрузку носилок с пострадавшими, снижает пропускную способность комплекса.

Отсутствует подразделение управления и связи с бригадами специалистов.

Задача, на решение которой направлено данное техническое решение, является - создание мобильного медицинского комплекса постоянно находящегося в оперативном дежурстве на станциях и отделениях скорой помощи, а также в центрах медицины катастроф в максимальной степени готовности для использования его в режиме чрезвычайных ситуаций, в режиме угрозы ЧС и в повседневном режиме, обладающего повышенной оперативностью, за счет снижения времени выдвижения в зону чрезвычайной ситуации и развертывании на границе очага, повышенной пропускной способностью, многофункционального, обладающего функциями медицинской сортировки с определением приоритетности в оказании помощи и эвакуации, лечебной функцией, включая интенсивную терапию по жизненным показаниям, функцией управления и связи, функцией взаимодействия со спасателями и бригадами скорой помощи.

Для решения поставленной задачи мобильный медицинский комплекс, содержащий оснащенные медицинским оборудованием и техническими средствами обеспечения и взаимосвязанные между собой помещения, согласно полезной модели выполнен на базе автобуса, включающего салон и раскладные модули - приемно-сортировочный и эвакуационный, при этом, салон автобуса содержит рабочие отсеки - командно-штабной, реанимационный, манипуляционно-перевязочный, технический, причем реанимационный и манипуляционно-перевязочный отсеки отделены друг от друга коридором, соединяющим в развернутом состоянии приемно-сортировочный и эвакуационный раскладные модули.

В коридоре установлены раздвижные двери, соединяющие коридор с реанимационным, манипуляционно-перевязочным отсеками, приемно-сортировочным, и эвакуационным раскладными модулями.

Снаружи салон автобуса и раскладные модули окрашены в маркировочные цвета.

Раскладные модули выполнены в виде пневмокаркасных палаточных модулей.

Преимущества использования автобуса в качестве транспортного средства заключаются в следующем:

- упрощается и облегчается транспортирование пострадавших на носилках, за счет низкого уровня пола автобуса, что повышает пропускную способность комплекса,

- раздвижные двери, установленные в коридоре в местах сопряжения коридора с лечебными отсеками и в местах соединения с раскладными модулями, в открытом положении позволяют создать единый пространственный объем, что облегчает визуальный и речевой контакт работников бригады специалистов, и создает условия беспрепятственного перемещения пострадавших из отсека в отсек.

- коридор в автобусе образует сортировочно-эвакуационный перекресток, в котором единый поток пострадавших из приемно-сортировочного модуля разделяется на отдельные потоки, находящиеся в непрерывном взаимодействии с врачами реанимационного отделения, специалистами манипуляционно-перевязочного отделения, спасателями и подъезжающими бригадами скорой помощи, что способствует повышению пропускной способности комплекса,

- работа по ликвидации территориальных актов и техногенных аварий и катастроф в основном происходит в крупных и средних городах, где движение транспорта происходит по более скоростной дороге с твердым покрытием, что прибавляет оперативности мобильному медицинскому комплексу, выполненному в виде автобуса.

- наличие цветомаркировки наружной поверхности салона автобуса и раскладных модулей повышает визуализацию комплекса и способствует более успешному взаимодействию бригады специалистов ММК со спасателями (приемно-сортировочный модуль) и бригадами скорой помощи (эвакуационный модуль).

- наличие командно-штабного отсека позволяет отслеживать развитие ситуации и управлять процессом оказания экстренной медицинской помощи.

Полезная модель поясняется чертежом, где представлена блок-схема мобильного медицинского комплекса.

Заявляемый мобильный медицинский комплекс ММК создан на базе автобуса, салон которого содержит рабочие отсеки: кабина 1, командно-штабной отсек 2, реанимационный отсек 3 интенсивной терапии, коридор 4, манипуляционно-перевязочный отсек 5, технический отсек 6. Реанимационный отсек 3 интенсивной терапии и манипуляционно-перевязочный отсек 5, отделены друг от друга широким коридором 4 и представляют лечебное отделение. Мобильный медицинский комплекс содержит раскладные модули 7 и 8, смонтированные в автобусе. В модуле 7 размещено приемно-сортировочное отделение, в модуле 8 - эвакуационное отделение. В местах сопряжения коридора 4 с отсеками лечебного отделения 3 и 5 установлены раздвижные двери (перегородки) 9, 10, в местах сопряжения с раскладными модулями 7, 8 установлены раздвижные двери 11, 12, которые являются входными дверями автобуса.

Предусмотрено два варианта монтажа раскладных модулей 7 и 8 в автобусе. По первому варианту модули в сложенном (не рабочем) состоянии жестко закреплены в боковых конструкциях автобуса и находятся в специальных технических нишах по периметру входных дверей 11, 12 автобуса, которые выполнены с двух продольных сторон автобуса напротив друг другу и соединены коридором 4. В этом случае с помощью нагнетания сжатого воздуха модули 7 и 8 расправляются, примыкая к дверям 11 и 12, ведущим в коридор 4 и приводятся в рабочее состояние в полуавтоматическом режиме.

По второму варианту раскладные модули 7, 8 в сложенном состоянии находятся в техническом отсеке 6, откуда вручную доставляются на место установки к входным дверям 11, 12, где осуществляется их дальнейший монтаж.

Указанные входные двери 11, 12 выполнены раздвижными, размер их по ширине превышает стандартные размеры дверей автобусов для облегчения транспортировки пострадавших из приемно-сортировочного модуля 7 через двери 9, по коридору 4 в отделения 3, 5, 8.

Раскладные модули 7 и 8 выполнены в виде пневмокаркасных палаточных модулей, хотя не исключены и другие варианты.

Для лучшей визуализации комплекса ММК в любое время суток и при любых погодных условиях, снаружи салон автобуса и раскладные модули 7 и 8 окрашены в маркировочные цвета - например, модуль 7 - в оранжевый цвет, модуль 8 - в белый. Цвет наружной поверхности салона автобуса соответствует общепринятым цветам машин скорой медицинской помощи - белый или желтый с соответствующей для этих машин символикой.

В кабине 1 размещаются два водителя-техника, в ведении которых находится сменное управление транспортным средством и инженерные вопросы, связанные с максимально оперативным развертыванием раскладных модулей 7 и 8, осуществляемое по команде старшего врача бригады специалистов, а также полная инженерная готовность ММК к работе.

Командно-штабной отсек 2 предназначен для получения и анализа достоверной информации, оценки медико-тактической обстановки в зоне чрезвычайных ситуаций и оперативного обмена данными со штабом по ликвидации последствий и экстренными службами территории и региона. В отсеке 2 в режиме чрезвычайных ситуаций находятся ответственные лица системы здравоохранения, полномочные принимать управленческие решения. Отсек оборудован необходимыми средствами связи 13, средствами личной гигиены (туалет) 14 и отдыха (кушетка) 15.

Реанимационный отсек 3 интенсивной терапии содержит 4-6 коек 16, часть из которых расположена в 2 яруса и оборудована микролифтами. В помещении надежно закреплена дыхательная и следящая аппаратура, оборудованы рабочие места 17 для медицинских работников.

В манипуляционно-перевязочном отсеке 5 предусмотрен операционный стол 18, умывальник 19. В этом отсеке созданы условия для частичной санитарной обработки и манипуляций (малых операций) по жизненным показаниям.

Технический отсек 6 содержит вспомогательное оборудование, носилки, осветительные приборы, электростанции, бензобаки и т.д.

В кабине 1, командно-штабном отсеке 2, техническом отсеке 6 установлены входные двери соответственно 20, 21, 22.

Развертывание и работа мобильного медицинского комплекса происходит следующим образом.

Конструкция заявляемого комплекса ММК позволяет в течение 3-5 минут при неблагоприятно складывающейся обстановке развернуть силами 2-х техников-водителей раскладной приемно-сортировочный модуль 7 (оранжевого цвета) справа по ходу автобуса, и с левой стороны комплекса, раскладной эвакуационный модуль 8 (белого цвета). Модули 7 и 8 стыкуются с коридором 4, примыкая соответственно к раздвижным дверям 11 и 12.

Таким образом, создается единая цепочка спасения: правым бортом комплекс стоит в сторону очага и обращен к нему приемно-сортировочным модулем 7 оранжевого цвета. Сюда из очага чрезвычайной ситуации спасатели выносят пострадавших. Здесь происходит сортировка пострадавших и формируются потоки:

- первый поток - прямо по коридору 4 в белый эвакуационный модуль 8 и к подъезжающим машинам скорой помощи,

- второй поток - из коридора 4 налево в манипуляционно-перевязочный отсек 5,

- третий поток - из коридора 4 направо в реанимационный отсек 3 интенсивной терапии.

Коридор 4 фактически представляет собой сортировочно-эвакуационный перекресток, в котором единый поток пострадавших после сортировки с определением приоритетности в оказании помощи и эвакуации разделяется на отдельные потоки, которые находятся в непрерывном взаимодействии с врачами, спасателями и подъезжающими бригадами скорой помощи.

Предложенная конструкция мобильного медицинского комплекса на базе автобуса с оптимально смонтированными рабочими отсеками позволяет создать догоспитальный этап эвакуации на границе очага чрезвычайной ситуации, отвечающего задачам, предъявляемым к указанному этапу эвакуации, а именно:

- повышенная оперативность и мобильность,

- развертывание в течение 3-5 минут раскладных модулей и осуществление приема и сортировки пострадавших,

- повышенная пропускная способность,

- осуществление экстренной помощи и быстрейшей эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях на госпитальном этапе, за счет создания единого потока перемещения пострадавших в одном направлении с последующей их медицинской сортировкой и выделением отдельных потоков по приоритетности в оказании помощи и эвакуации,

- упрощение погрузки, выгрузки и транспортирования носилок с пострадавшими,

- проведение интенсивной терапии по жизненным показаниям группе тяжелопострадавших,

- четкое взаимодействие и преемственность в работе со спасателями и подъезжающими бригадами скорой помощи,

-. наличие штабного отсека со средствами связи позволяет получать достоверную информацию, оценивать медико-тактическую обстановку в зоне чрезвычайных ситуаций и принимать взвешенные управленческие решения.

Пропускная способность комплекса - до 100 человек в час. Время работы комплекса на границе очага ЧС практически неограниченно, за счет подвоза расходных материалов, либо своевременной замены одного комплекса ММК на другой.

Заявляемый мобильный медицинский комплекс с бригадой специалистов предназначен для работы, как в территориальных центрах медицины катастроф, так и на станциях (отделениях) скорой медицинской помощи и находится на оперативном дежурстве в максимальной степени готовности для использования его в режиме чрезвычайных ситуаций, в режиме угрозы ЧС и в повседневном режиме.

Применение данного комплекса далеко не исчерпывается работой в условиях чрезвычайных ситуаций. Мобильный медицинский комплекс может использоваться для медицинского обеспечения массовых, спортивных и других мероприятий, для работы в повседневном режиме отделения санитарной авиации, для транспортировки нескольких тяжелых больных, в том числе на дальние расстояния в межрайонные центры и областные учреждения, для встречи «бортов» с несколькими тяжелыми пациентами, организации временных трассовых пунктов экстренной помощи на автодорогах и другой работы по линии отделения санитарной авиации и службы скорой медицинской помощи.

Заявляемый мобильный медицинский комплекс позволит усовершенствовать существующую концепцию оказания экстренной помощи и существенно повысить эффективность системы спасения жизни людей при чрезвычайных ситуациях.


Формула полезной модели

1. Мобильный медицинский комплекс, содержащий оснащенные медицинским оборудованием и техническими средствами помещения, отличающийся тем, что комплекс выполнен на базе автобуса, включающего салон и раскладные модули - приемно-сортировочный и эвакуационный, при этом салон автобуса содержит рабочие отсеки - командно-штабной, реанимационный, манипуляционно-перевязочный, технический, причем реанимационный и манипуляционно-перевязочный отсеки отделены друг от друга коридором, соединяющим приемно-сортировочный и эвакуационный раскладные модули в развернутом состоянии.

2. Мобильный медицинский комплекс по п.1, отличающийся тем, что в коридоре установлены раздвижные двери, соединяющие коридор с реанимационным, манипуляционно-перевязочным отсеками, приемно-сортировочным и эвакуационным раскладными модулями.

3. Мобильный медицинский комплекс по п.1, отличающийся тем, что наружные поверхности салона автобуса и раскладных модулей окрашены в маркировочные цвета.

4. Мобильный медицинский комплекс по п.1, отличающийся тем, что раскладные модули выполнены в виде пневмокаркасных палаточных модулей.

РИСУНКИ

Главная Полный список полезных моделей
О комплексе Команда «Сокол» Как добраться Контакты